Ученые выяснили, почему стрессовые события запоминаются лучше нейтральных

08:07 20 октября Киев, Украина

Стрессовые воспоминания сохраняются лучше и точнее в памяти, поскольку сильнее связываются между собой и привязаны к воспоминаниям о факторе стресса. При этом их нейрональная репрезентация уподобляется, но в целом отличается от воспоминаний, сформировавшиеся в нейтральных условиях. Об этом говорится в статье немецких и китайских ученых, вышедшей в журнале Current Biology.

Что заинтересовало авторов исследования?

Нейтральные моменты запоминаются хуже, чем неприятные и стрессовые. Часто человек может точно воспроизвести расположение объектов в окружении так, как они располагались в момент травматической ситуации. Хотя феномен известен в течение длительного времени, остается непонятным, как эмоциональная составляющая ситуации меняет способ формирования воспоминаний о ней. Известно, что когда мозг хранит воспоминания об отдельных объектах и ключевые элементы события, то создает для каждой из них характерную схему активности - нейрональную репрезентацию.Со своей стороны, стресс вызывает выделение норадреналина и глюкокортикоидов, которые влияют на обработку информации в миндалине - области мозга, которая участвует в формировании эмоций, особенно страха, и реакции на стресс. Впрочем, точный механизм, как эти процессы связаны и как стресс может изменять процесс запоминания, неизвестен. Над этим вопросом работают ученые из Рурского университета и Пекинского педагогического университета.

Как изучали процесс запоминания в стрессовой ситуации?

Авторы провели Трирский социальный стресс-тест, который заключается в индукции стресса у участников исследования. 34 участника попросили пройти симуляцию собеседования с работодателем, при которой два экспериментаторы-интервьюеры сохраняли нейтральный выражение лица и сдержанность в разговоре. Перед участниками было представлено 24 повседневных предмета, например чашка чая, степлер и тому подобное. Половину из них экспериментаторы в процессе разговора использовали, например, отхлебнув чая.На следующий день участников пригласили для тестирования эпизодической памяти, во время которого добровольцам в аппарате функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) показывали вчерашние 24 предмета, 48 других и фотографии различным выражением лица экспериментаторов и других людей. На основе мозговой активности ученые проверяли, как их запомнили.

Фото: Ученые выяснили, почему стрессовые события запоминаются лучше нейтральных

Для сравнения, еще 31 участник проходил дружескую собеседование с теми же представленными предметами. Во время нее они могли свободно выбирать, как рассказывать о своей работе и увлечениях, а экспериментаторы поддерживали разговор и общались в дружественной манере. На следующий день участники также проходили тестирование эпизодической памяти.

Как сработала память в стрессовых условиях?

Участники, днем ранее пережившие стрессовый разговор, действительно в среднем лучше запомнили объекты, чем участники контрольной группы. Но обследование фМРТ показало, что характер активности в миндалине при просмотре объектов тоже отличался. После стресса активность этого участка была подобной при просмотре различных предметов, которые использовались во время беседы, однако заметно отличалась при просмотре различных объектов, которые использовали на собеседовании. То есть репрезентации объектов из стрессовой ситуации были сильнее связаны друг с другом и явно отличались от другого опыта.Что интересно, добровольцы лучше помнили те предметы, репрезентация которых оказалась наиболее сходна с таковой, вызванной созерцанием фотографий экспериментаторов. Такого уподобления нейрональной репрезентации объектов с опыта не наблюдалось у участников, которые не подвергались стрессу.

Поскольку именно экспериментаторы обусловили стресс, то ученые предполагают, что причиной лучшего запоминания аспектов неприятных событий является их сильное привязывание на нейрональном уровне к стрессовым факторам и между собой. Объекты и контексты, с которыми люди сталкиваются в нейтральных условиях, связываются в гиппокампе - области мозга, отвечающей за запоминание и обучение.Но те, что с ними столкнулись во время эмоциональной напряженности, скорее связываются в миндалине.