Ученые обнаружили новый вид осьминогов - Octopus djinda

Австралийские исследователи описали новый вид осьминогов из группы обычных осьминогов, что является ценным объектом рыбного промысла. Ранее его приписывали к виду Octopus tetricus , но детальное морфологическое и генетическое исследование показало, что это отдельный вид. Он получил название Octopus djinda , как отмечается в статье журнала Zootaxa .

Что заинтересовало ученых в осьминогах?

Определение видов осьминогов является непростой задачей. Среди них распространено явление криптических видов, когда виды из разных групп развивают подобные черты, из-за чего они становятся похожими друг на друга. А поскольку у головоногих немногие части тела или диагностические признаки, определение видов бывает сложной задачей не только для любителей, но и для профессионалов. Речь не обязательно идет о редких и экзотических видах. Наиболее типичный представитель осьминогов, осьминог обыкновенный ( Octopus vulgaris ) уже долгое время является важным объектом рыбного промысла, а также научного интереса из-за удобства в изучении клеточной биологии, нейробиологии, физиологии, экологии, робототехники и т.д. Поэтому этот вид является одним из наиболее изученных среди головоногих. Он считался космополитическим видом, но исследования последних лет показывают, что обычный осьминог на самом деле является группой организмов из не менее шести видов, чьи эволюционные пути разошлись миллионы лет назад. Одним из них является вид Octopus tetricus . Но как выяснила пара ученых из Музея Западной Австралии и Лаборатории рыбных и морских исследований Западной Австралии, даже его ошибочно называть одним видом.

Почему в O. tetricus усомнились?

Популяции O. tetricus распространены в двух разных регионах, разделенных более чем двумя тысячами километров, что делает невозможным или сильно ограничивающим их взаимодействие: один из них охватывает восточное побережье Австралии и север Новой Зеландии, а другой — юго-западное побережье Австралии. Однако представителей этих популяций считали одним видом из-за значительного сходства в морфологии и поведении. Впрочем, некоторые предыдущие исследования, основанные на генетическом анализе, указывали на то , что O. tetricus гораздо разнообразнее, чем это свойственно видовому. Это побудило авторов новой делать более детальное изучение.

Ученые собрали 25 особей (11 самцов и 14 самок) осьминогов O. tetricus из трех разных регионов юго-западного побережья Австралии. Образцы подвергли детальному морфологическому изучению, в частности, микроскопическому. Дополнительно было проведено штрихкодирование ДНК – метод исследования, в ходе которого принадлежность организмов к определенному таксону определяют по сравнению фрагментов их ДНК.

Фото: Ученые обнаружили новый вид осьминогов - Octopus djinda

Что узнали о осьминогах нового?

Ученые нашли показания в пользу того, что осьминоги с западного побережья являются иным видом, не тем, что O. tetricus с восточного побережья. На это указало, в частности, большее количество присосок на щупальце гектокотили у самцов. Генетический анализ тоже указал на различия, достаточные для отнесения западных осьминогов к отдельному виду: последовательности фрагмента гена цитохромоксидазы I отличались у двух видов примерно на 3,7 процента, что в девять раз больше внутривидовых различий.

Ученые предложили новому виду название Octopus djinda , что можно перевести как звездный осьминог. За основу взяли слово "djinda" из местного языка аборигенного народа нунгар в Западной Австралии, что означает "звезда".