Ученые Гарварда объяснили, почему физическая активность способствует хорошему здоровью

Гарвардские исследователи предложили эволюционное объяснение, почему, в отличие от других близких к нам приматов, люди развились гораздо более активными, и каким образом физическая активность способствует хорошему здоровью. Они предполагают, что активный образ жизни, особенно в пожилом возрасте, стал и причиной, и следствием продления продолжительности жизни человека, позволяя ухаживать за детьми и внуками в течение длительного времени после окончания репродуктивного возраста. Он предохраняет от вложения энергии в избыточные процессы, которые могут повредить здоровью и выживанию, а также стимулирует процессы, препятствующие старению и хроническим заболеваниям. Свои мнения авторы обосновали в статье журнала Proceedings of the National Academy of Sciences .

Что заинтересовало учёных в физических нагрузках?

Современный человек обычно немного времени своей жизни выделяет на физическую активность. А сидячий образ жизни сильно вредит здоровью, увеличивая риск возникновения сердечно-сосудистых болезней, расстройств метаболизма, в частности диабета второго типа, болезни Альцгеймера, рака и преждевременной смерти. А достаточная физическая активность напротив, подавляет отрицательные процессы старения в организме, продлевая здоровую жизнь и увеличивая ее качество. Польза физических нагрузок для здоровых и даже больных людей известна, а вот механизмы, ответственные за положительное влияние активного образа жизни – не совсем. То есть исследования показывали, что в результате занятий спортом снижается уровень липопротеинов низкой плотности и триглицеридов, нормализуется кровяное давление, уменьшается воспаление и т.д. Но почему эти процессы не происходят на таком же уровне самостоятельно, почему они усиливаются физической активностью? Вопросом заинтересовались учёные Гарвардского университета и Гарвардской медицинской школы.

Как подошли к поиску объяснений ученые?

Они допустили, что ответ кроется в приспособлении людей в процессе эволюции. Чтобы исследовать это, учёные провели комплексное изучение. Сначала они проанализировали научную литературу по поводу того, как изменялась физическая активность людей со временем. Дополнительно они сравнили подвижность людей и других приматов, близких к нам эволюционно. Следовательно, выяснили, как физическая активность через клеточные процессы может способствовать долголетию и здоровью.

Каковы эволюционные корни физической активности?

Анализ литературы говорит, что типичный взрослый человек из развитого западного общества, например США, в день находит в среднем около трех километров. Это соответствует средней физической активности. В то время как взрослые люди в обществах, живущих охотой и собирательством, за день проходят от 9 до 15 километров, что соответствует высокой физической нагрузке. Поскольку подобный образ жизни вели наши предки к началу ведения сельского хозяйства, то можно предположить, что и уровень активности у них был схож или даже выше.

Но склонность к высокой активности оказалась относительно новым достоянием, присущим человеку. Близкие родственники человека шимпанзе еще меньше двигаются, чем типичный человек из индустриализированного общества, проходя около 2-4 километров в день. А гориллы и орангутаны и от этого менее активны, что в общем мало свойственно млекопитающим. Это привело авторов к мнению, что естественный отбор гоминид действовал в сторону обретения ими энергосбережения. Поэтому общий предок человека и шимпанзе тоже вел относительно сидячий образ жизни. Значит происхождение потребности двигаться следует искать в последние два миллиона лет назад, с началом охоты-собирательства.

Почему люди становились активнее?

Ученые предполагают, что естественный отбор направлял развитие людей в сторону растущей физической активности, особенно в пожилом возрасте, поскольку она связана с большей продолжительностью жизни. Шимпанзе в дикой природе обитают около 35-40 лет, часто даже не доживая до конца репродуктивного периода. В то время как люди живут в среднем 70 лет, последние двадцать из которых приходятся на уже не репродуктивный возраст. Исследования показывают, что вопреки распространенному представлению, человеческие общества охотников-собирателей еще 40 тысяч лет назад имели продленную продолжительность жизни. Хотя в пострепродуктивном возрасте люди уже не могут пополнять популяцию новыми лицами, они все еще могут быть полезны для нее. Они могут передавать свои знания (способность к приобретению и передаче которых люди качественно отличаются) младшему поколению и помогать ему в добывании ресурсов. повышая тем самым его шансы на выживание и свой репродуктивный успех. Вероятно, естественный отбор действовал в пользу здоровых особей пострепродуктивных особей, которые могли продолжать умеренно активную жизнь и помогать потомству и внукам. Маловероятно, что он способствовал долгоживучести нездоровых и физически неактивных лиц, которые не могли добывать ресурсы и отнимали их от других членов популяции.

Фото: Возрастные болезни и спорт

Даже у современных охотников-собирателей пожилые женщины работают в день даже больше младших матерей, обеспечивая молодых значительным количеством пищи, тогда как в западных обществах количество ежедневных шагов между 40 и 70 годами вдвое уменьшается, а здоровье и силы ухудшаются. Значит, возрастное ухудшение здоровья тоже может быть относительно недавним достоянием, вызванным резким переходом к новому образу жизни, к которому тела не успели приспособиться.

Говоря о том, как сильно энергозатратная физическая активность могла закрепиться из-за своей пользы, ученые выдвигают две гипотезы о перенаправлении энергии. Первая указывает, что активный образ жизни позволяет избежать избыточного использования энергии на размножение и запасание жира. Занятия спортом способны сбавлять уровни половых гормонов, особенно у женщин, что потенциально также уменьшает плодовитость. В древних обществах это мог быть полезным регулятором интервалов между рождением детей, чтобы дать родителям возможность обеспечить ресурсами все потомство. В то же время убережение от отложения энергии в жировую ткань поддерживает здоровье. Известно, что чрезмерное количество жировых отложений влечет за собой множественные очаги воспаления в организме. Это может приводить к метаболическим расстройствам, включая диабет, сердечно-сосудистые и нейродегенеративные болезни,

Вторая гипотеза сосредотачивается на перенаправлении энергии в процессы восстановления и поддержки. Физическая активность сопровождается стрессом, вызывая повреждения на тканевом уровне, например, мышечной и соединительной, клеточном и молекулярном. Но их исправление сопровождается побочными потенциально полезными процессами: выработкой антиоксидантов, уменьшением воспаления, улучшенным очищением от метаболитов и лучшей работой сердечно-сосудистой системы, которые предохраняют от сердечно-сосудистых и раковых заболеваний. То есть физическая активность может действительно стимулировать из-за повреждений те антивозрастные процессы, которые предохраняют от возрастных болезней и расстройств, но без нагрузок проявляются менее активно.

Ученые подытоживают, что продление здоровья и продолжительности жизни стали в процессе человеческого развития и причиной, и следствием ежедневной физической активности. Отбор действовал в пользу здоровых людей с возможностью прожить более продолжительную жизнь для помощи детям и внукам через поддержание умеренной физической активности. В то же время, сама физическая активность способствовала поддержанию здоровья и противодействию старению через регуляцию использования энергии. Мы начали вести сидячий образ жизни с достаточным или даже избыточным ресурсом относительно недавно, поэтому наши тела не успели перестроиться и запускать процессы противодействия возрастному ухудшению здоровья без нагрузок. Вот почему важно быть активными, тем более в пожилом возрасте. Авторы отмечают, что на протяжении большей части истории человечества хронические заболевания даже у пожилых людей, вероятнее всего, были редкими. а физические возможности оставались высокими почти до смерти. Подобная закономерность прослеживается и в современных обществах охотников-собирателей. Но однозначно нужно провести больше исследований, чтобы проверить правдивость предложенных учеными гипотез.