Социальные контакты вампиров обусловили схожесть их кишечных бактерий

11:26 05 ноября Киев, Украина

Социальные взаимодействия летучих мышей играют определяющую роль в сходстве их кишечного микробиому. К такому выводу пришли ученые из США, когда сгруппировали вампиров из разных диких колоний вместе и заметили, что со временем у животных становится схожим профиль кишечного микробиома. Степень сходства между двумя отдельными особями даже удалось предсказать по частоте их взаимодействий, отмечается в статье журнала Biology Letters .

Что это за животные?

В зоологии Вампирами называют род летучих мышей, единственный современный представитель которого — Desmodus rotundus , населяющий Центральную и Южную Америку. Эти небольшие, длиной около девяти сантиметров, рукокрылые известны тем, что их основным источником питания является кровь других крупных млекопитающих. Это высоко социальный вид, формирующий длительные тесные связи между представителями групп, представленные преимущественно родственными самками и их потомством. Исследование социальной жизни летучих мышей даже показало, что самки вампиров, которые сформировали дружеские отношения, хотя и вылетают на охоту отдельно, но склонны встречаться на жертве для совместного ужина. Другими важными аспектами взаимодействия вампиров являются груминг (сближающий уход за мехом друг друга) и разделение между собой выпитой крови путем ее отрыгивания. Учитывая частый оральный контакт, способствующий распространению микробов, а также однообразие диеты, их кишечные микробиомы должны быть сильно сходными. Об этом подумали ученые из Университета Иллинойса в Урбана-Шампейне и Смитсоновском институте тропических исследований.

Как выучить микробиом вампиров?

Исследования провели на вампирах, живущих в дикой природе и на удерживаемых в неволе. В Белизе ученые собрали и изучили фекальные образцы 15 самок вампиров из дикой колонии. Дополнительно фекальные образцы для изучения отобрали у 15 взрослых самок, проживавших в шести американских зоопарках с рождения.

В Панаме из трех разных природных колоний, расположенных друг от друга на расстоянии в среднем 200 километров, а значит, естественно не могли контактировать между собой, ученые отобрали 26 особей, которых сгруппировали в искусственную колонию вместе с пятью детенышами. В течение четырехмесячного периода воздержания от каждой особи ученые регулярно отбирали образцы фекалий для изучения кишечного микробиома. Также обращали внимание на социальную структуру колонии, то есть кто, с кем, как часто и как взаимодействует. После эвтаназии животных ученые изучили кишечники.

Фото: Социальные контакты вампиров обусловили схожесть их кишечных бактерий

Что показало изучение бактерий летучих мышей?

Ожидаемо, летучие мыши из одной колонии имели наиболее подобный кишечный микробиом, а летучие мыши из разных колоний - имели больше отличий в микробном составе. Высокое сходство, хотя и меньшее, чем у выросших вместе, обнаружили в конце исследования у вампиров, искусственно сгруппированных в одну колонию. В начале их сожительства она отвечала таковой у представителей разных колоний, но после четырех месяцев вместе микробиом стал уподобляться. Ученые выяснили, что степень подобия микробиому между любыми двумя летучими мышами можно предположить на основе того, как часто они взаимодействуют, особенно занимаются грумингом или передачей крови.

Хотя кишечный микробиом вампиров в значительной степени определяется диетой и факторами окружающей среды, и все еще сильно подобен у всех исследуемых представителей вида, он зависит и от взаимодействий между летучими мышами. Следующим шагом ученые видят изучение биоразнообразия кишечного микробиома вампиров, чтобы выяснить, какие именно микробы проявляют наибольшую вариабельность и чаще всего передаются. В этой работе примерно 76 процентов микроорганизмов из кишечников животных ученым не удалось отнести ни к одному известному таксону.