Партеногенез: для производства потомства самке кондора больше не нужен самец

08:46 02 ноября Киев, Украина

Калифорнийские кондоры размножились путем партеногенеза – без самцов

У калифорнийских кондоров в первый раз нашли размножение методом партеногенеза, когда самки дают потомство без оплодотворения их яйцеклеток самцами. На это указывает генетическое исследование американских ученых, в ходе которого обнаружили двух самцов, не имевших близкого родства по родительской линии ни с каким другим самцом, их генетическая информация полностью происходит от матерей. Детали исследования и его результаты опубликованы в Journal of Heredity.

Что такое партеногенез и присущ ли он вообще птицам?

Партеногенезом называют форму полового размножения, при котором женская особь дает потомство без участия мужских особей, то есть из неоплодотворенных яйцеклеток. Явление достаточно распространено в животном мире. Оно может быть облигатным, основным способом размножения вида, например, как у ящериц Aspidoscelis neomexicanus. Или факультативным, когда встречается лишь периодически, наряду с размножением с оплодотворением. К примеру, у таких общественных насекомых как муравьи или пчелы, из оплодотворенных яйцеклеток образуются самки, а из неоплодотворенных – самцы.Факультативный партеногенез ранее обнаруживали и у птиц, у которых из неоплодотворенных яиц тоже развиваются самцы, хотя явление очень редко для этой группы животных. Преимущественно показания касаются домашних кур и индеек, а также голубей и зебровых бриллиантников, которые содержатся в неволе. Однако природоохранники Альянса дикой природы Зоопарка Сан-Диего и ученые Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе описали случай партеногенеза у еще одного вида птиц.

Какой вид застали за партеногенезом?Признаки размножения без самцов заметили у калифорнийских кондоров (Gymnogyps californianus) — птиц, когда-то населявших весь североамериканский континент, а из-за человеческой деятельности оказавшихся на грани исчезновения. Из-за низкой численности кондоров (сейчас их около 500 особей) в течение более чем тридцати последних лет за ними ведется тщательный мониторинг. В частности, ученые исследовали ДНК 911 птенцов из более тысячи вылупившихся за эти годы.При генетическом изучении кондоров особое внимание обращается на микросателлиты — участки ДНК с высокой скоростью мутаций, которые имеют сильную вариабельность и могут служить генетическими маркерами для идентификации особи и установления ее родственных связей с другими особями. Благодаря этому изучению ученые и заподозрили калифорнийские кондоры в партеногенетическом размножении.

Фото: Партеногенез: для производства потомства самке кондора больше не нужен самец

Что привело ученых к мнению о партеногенезе?

В процессе анализа результатов ученые обратили внимание на двух кондоров - SB260, прожившего 1,9 года, и SB517, прожившего 7,9 года. Необычным было то, что исследование не выявило близкого родства этих кондоров ни с каким другим самцом, который мог быть их отцом.В то же время выяснилось, что по всем микросателлитным маркерам из 21 исследуемого птицы подобны своим матерям, чего не наблюдалось ни у каких других более 900 изученных птиц. Дальнейшее тестирование показало, что вероятнее всего, два необычных самца кондора являются следствием партеногенеза.

Что интересно, в отличие от кур, индеек и других птиц, демонстрирующих партеногенез при отсутствии самцов, самки калифорнийских кондоров, породивших потомство путем партеногенеза, в течение многих лет содержались вместе с фертильными самцами и давали совместное с ними потомство. Авторы отмечают, что это первый случай, когда факультативный партеногенез у птиц оказался не связан с недоступностью самцов.
Выборка птиц в исследовании составляет 89 процентов всего количества калифорнийских кондоров, рожденных в неволе и дикой природе с начала программы разведения в 80-х годах прошлого века. Это приводит к мнению, что партеногенез у них встречается чаще. Это значит, что птицы имеют потенциал быстрее увеличить численность, но с другой стороны партеногенез может ухудшить здоровье птиц из-за и без того бедный разнообразием генофонд калифорнийских кондоров.