Археология. Представители железного века ели голубой сыр и пили пиво

07:46 21 октября Киев, Украина

Мультидисциплинарное исследование показало, что солекопы железного века на территории современной Австрии изготавливали и употребляли голубой сыр и пиво, а также сохранили микробиом, присущий в незападных обществах, по меньшей мере к периоду барокко. На это указывает изучения окаменелых фекалий, которые нашли в соляной шахте Гальштата. Соответствующая статья опубликована в журнале Current Biology.

Где проводили исследования?

В восточной части Альп в регионе Гальштат, что на территории современной Австрии, расположена соляная шахта. Археологические исследования показывают, что добыча соли там осуществлялось в течение различных исторических времен - начиная по меньшей мере с XIV века до нашей эры, то есть начиная с позднего бронзового века, заканчивая настоящим. Также обнаружены древнейшие культурные слои, которые датируют бронзовым и железным временем, богатые артефакты, позволяющие узнать больше о быте местных жителей в древности. Там находили остатки тысяч деревянных инструментов, элементов конструкций, фрагменты меха, шерстяных материалов, веревок и тому подобное.В частности, люди оставили после себя в шахте экскременты, которые благодаря холодной и соленой среде хорошо сохранились. Их изучение может дать ценную информацию о диете древних шахтеров и их здоровье. Этим решили заняться ученые исследовательского центра Eurac Research в Италии и Музея естествознания Вены вместе с коллегами из США и Германии.

Как ученые исследовали человеческие экскременты?

Ученые выбрали для исследования четыре образца фекалий, извлеченных из слоев, соответствующих бронзовой и железной эпохе. Поэтому их подвергли радиоуглеродному датированию, микроскопическому, метагеномному и протеомному анализу. Датировка подтвердила, что один из копролитов происходит с бронзового века (1301-1121 годы до нашей эры), два - с железного века (650-545 и 652-544 годы до нашей эры), но еще один оказался намного моложе предыдущих - с периода барокко, ориентировочно XVIII века нашей эры (1720-1783 годы нашей эры).

Фото: Археология.Педставители железного века ели голубой сыр и пили пиво

Чем питались древние шахтеры и еще узнали ученые?

Молекулярные и микроскопические исследования указывают, что значительная часть рациона древних шахтеров состояла из злаков, например, пшеницы, ячменя и проса. Белки они получали из бобовых, иногда - из фруктов, орехов или животных продуктов. В фекалиях человека XVIII века тоже обнаружили высокое содержание остатков злаков и фруктов, но если в древних образцах это были грубые остатки зерен и семян, то в найденных сейчас они были более обработанными. Ученые считают это признаком потребления злаков и бобовых древними шахтерами преимущественно в виде каш, тогда как солекоп Нового времени употреблял их в составе хлеба или печенья.
Интересно, что в одном из образцов фекалий железного века ученые обнаружили останки грибов пеницилла рокфорного (Penicillium roqueforti) и пивных дрожжей (Saccharomyces cerevisiae). В наше время первый используется для ферментации голубых сыров, а второй - алкогольных напитков, например пива.

Анализ дрожжей показал, что пиво шахтеров могло быть похожим на современный Пейл эль. Впрочем, некоторые свидетельства пивоварения в Европе касаются еще более древнего периода. Зато авторы считают свою находку пеницилла рокфорного древнейшим в Европе свидетельством изготовления сыров, похожих на голубые. В пользу гипотезы о сыроварении солекопов железного века указывают и современные требования к изготовлению таких сыров, которые, скорее всего, имелись в соляной шахте: стабильная низкая температура (в шахте круглогодично температура составляет в среднем 8 градусов Цельсия), высокая влажность и наличие соли.
Также ученые пришли к выводу, что древние шахтеры Гальштата до периода барокко имели структуру кишечного микробиома, сходную с таковой в современных незападных обществах, где так же диета состоит преимущественно из непереработанных продуктов и свежих фруктов и овощей. Это подкрепляет гипотезу о том, что изменение кишечного микробиом в западных обществах состоялась относительно недавно из-за изменений в рационе и образе жизни.